Пираты, пираты, по морю плывут
Jul. 6th, 2008 08:09 pm![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Читая некоторые статьи, оправдывающие пиратство, выдавая его за двигатель прогресса, не оставляет ощущение, что тебя держат за идиота, элементарно подтасовывая факты. По цепочке через dantilly прочел об изысках некоего Ariel Katz:
“В частности, автор ссылается как раз на пример продукта Microsoft Word и таких альтернатив, как Corel Word Perfect и так далее. То есть он сделал предположение, что не без помощи пиратов продукт Microsoft стал одним из основных, фактически единственным, на рынке сегодня текстовым редактором. Это достаточно хорошо перекликается с упоминанием о ситуации в России. То есть до какого-то времени в отношении пиратства не предпринималось никаких мер, или они больше заключались в словесном порицании пиратов, какие они «нехорошие», пока продукт не захватил рынок полностью. После этого уже стали применять меры по борьбе с пиратством по-настоящему».”
Даже не задаваясь вопросом “а с чего бы это пираты так благоволили ненавистным продуктам Майкрософт?”, бросается в глаза явное незнание предмета.
Если взять тот же рынок офисных наборов, что было в наличие 15 лет назад? - Word Perfect Office, Lotus Smart Suite и Microsoft Office.
Word Perfect был самым популярным текстовым процессором в мире, а Word Perfect Office был в принципе самым полнофункциональным и продвинутым набором – с поддержкой SGML, разметки, продвинутым встроенным языком программирования и всем таким.
Lotus 1-2-3 был самым популярным в мире табличным процессором – фактически стандартом в этой области. Хотя, был еще Quattro Pro, популярные еще с Борланда, поскольку именно там впервые появился настоящий WYSIWYG. В Lotus-овский набор входил популярный AmiPro. Но – главное – он интегрировался с Lotus Notes, поэтому все фирмы, автоматизирующие документооборот, рассматривали Lotus Smart Suite как основной продукт.
Что касается Microsoft Office, он был средним неуклюжим продуктом, на который пользовали других пакетов смотрели более чем снисходительно.
Что из этого тащили пираты? – Всё тащили. Никакой дескриминации не было.
Что из этого переводилось на другие языки? – Всё переводилось. Это на самом деле немаловажно.
Что произошло дальше?
- Word Perfect Office. Рэя Ноорду сместили, на его место поставили Боба Франкенберга, который продал Word Perfect Office канадской фирме Corel. Программисты разбежались (переезжать из Юты в Канаду? – Вы шутите!), а Corel потратил 5 лет на то, чтобы научиться продавать новый для себя продукт: рынок был потерян. Локализация на бОльшую часть языков (включая русский) прекратилась: международные рынки были потеряны.
- Lotus SmartSuite. Джим Мэнзи продал Lotus косолапой фирме IBM. Программисты частично разбежались (включая Рэя Оззи, который теперь вице-президент в Майкрософт), а IBM так никогда и не научилась продавать новый для себя продукт: рынок ушел навсегда. Локализация на бОльшую часть языков (включая русский) прекратилась: международный рынок фирмой IBM был честно прохлопан.
- За то же время Microsoft никому ничего не продавал, фокусируясь на выпуске новых версий Microsoft Office, сделал несколько наборов для разных групп пользователей, локализовал его на 36 языков (включая русский. И – отдельной строкой – не свернул локализацию в 1998 году, как это сделали 99% западных фирм), пОтом и кровью научился его продавать, интегрировал его со средствами разработки приложений, накрутил вокруг офиса сервисов и сделал еще много чего правильного.
Что должен сказать честный автор, сравнивая эти три истории? – а. Продажа фирмы больно бьет по продажам софта. б. Продажа фирмы с переездом больно бьет по мозгам. в. Продажа в кривые руки – это смерть. г. Пираты тут не при чем. Все это время пираты тащили все эти пакеты и тащат по сей день: Corel Word Perfect Office и ломалки регулярно мелькают во всех злачных местах. А Lotus Symphony (в девичестве – тот самый SmartSuite, только без AmiPro) и вообще бесплатен: тяни – не хочу.
Вот, как-то так…